Глоссарий

Что такое виртуальная реальность? (ВР, virtual reality, VR, искусственная реальность) Мы получаем информацию об окружающем нас мире при помощи чувств и восприятия. Как известно у нас есть пять основных чувств: вкус, осязание, обоняние, зрение и слух - однако, это лишь самые очевидные и значимые органы наших чувств. Помимо этих пяти широко известных, человек обладает множеством других, к примеру - чувство равновесия и баланса. Огромное количество различных и своеобразных "систем чувств" в организме, позволяет получать мозгу колоссальный поток информации для обработки и создания полноценной и всеобъемлющей картины окружающего нас мира. В результате всё, что мы знаем про нашу реальность, - это комбинация полученной информации посредством наших чувств и восприятия. И если в наших силах заменить поступающую информацию на искусственно созданную, то наше восприятие реальности так же может измениться и перестроиться. Вы будете находиться в реальности, которой на самом деле не существует, но для вас, вашего мозга, ваших органов чувств и восприятия - это будет самый настоящий и реальный мир, и чем больший поток искусственно созданной информации будет поступать от этих различных "систем чувств", тем более правдоподобным и реалистичным будет виртуальное окружение. Это то, что мы называем виртуальной реальностью - подмена получаемой человеком  при помощи органов чувств и восприятия информации о реальном окружающем мире на искусственно созданный цифровой виртуальный мир, который можно свободно исследовать. Техническое определение. Отвечая на вопрос "что такое виртуальная реальность" с технической точки зрения - это искусственно созданное на компьютере трёхмерное окружение, которое пользователь может исследовать, и с которым может взаимодействовать различными способами. Пользователь становиться частью этого виртуального мира, погружаясь в окружающую его цифровую вселенную, получает возможность как воздействовать, так и взаимодействовать с этой виртуальной вселенной. Как достигается виртуальная реальность? В настоящее время виртуальная реальность создаётся путём использования компьютерных технологий. Есть различные виды типов устройств предназначенные для этих целей - шлемы виртуальной реальности, очки виртуальной реальности, перчатки с тактильными ощущениями, установки с принципом всенаправленной беговой дорожки и многое другое. Всё это используется с целью стимуляции максимально возможного количества органов чувств и восприятия одновременно, для создания правдоподобной иллюзии реальности. Однако, создание правдоподобной виртуальной реальности значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд - поскольку наш мозг и чувства, настолько сильно синхронизированы и так точно взаимодействуют с друг другом, даже самая мельчайшая неточность или ошибка сразу становятся заметными, и, даже, могут вызывать дискомфорт. Это называется эффектом присутствия, когда реалистичность окружения не вызывает сомнения.  
Особый для восприятия пользователем тип виртуальной реальности, который дополняет окружение реального мира виртуальными элементами. Дополненная реальность (Augmented Reality (AR) возможно не такая же захватывающая как скоростные американские гонки в виртуальной реальности, однако эта технология  привносит очень полезные и важные возможности в повседневную жизнь. Дополненная реальность стремительно набирает популярность благодаря привнесению элементов виртуального окружения в реальный окружающий мир, дополняя то что мы видим, слышим и ощущаем вокруг себя - начиная с социальных медиа элементов и вплоть до таких непростых задач как хирургические манипуляции. Если сравнивать AR с другими технологиями взаимодействия с реальностью и восприятием, то дополненная реальность находится где-то в середине смешанной реальности, между реальным миром и виртуальной реальностью. Что такое Дополненная реальность (augmented reality, AR)? Улучшенная версия реального мира, где окружение и его элементы подвергаются искусственными улучшениями и дополнениями с целью улучшения восприятия пользователем окружающего мира для расширения и увлечения его возможностей по взаимодействию и наблюдению.
Чем отличается Дополненная реальность и Виртуальная реальность? В отличии от виртуальной реальности, которая требует полного погружения в виртуальное окружение - дополненная реальность использует как основу реальный окружающий мир, поверх которого накладывается виртуальная информация. Когда виртуальный и реальный миры гармонично взаимодействуют с друг другом, пользователь получает возможность взаимодействовать с новым и улучшенным вариантом окружающего мира, в котором виртуальная информация превращается в мощный инструмент для помощи в ежедневных делах. Приложения дополненной реальности могут быть как простыми текстовыми уведомлениями, так и чем-то сложным, на подобии руководства по проведению жизненно важных хирургических манипуляций или сборки инженерных конструкций.
Что такое Смешанная реальность (Mixed reality, MR)? Смешанная реальность (MR) это своеобразная форма дополненной реальности, которая находится между виртуальной реальностью и дополненной реальностью. Смешанная реальность дополняет окружающий мир виртуальными объектами, которые выглядят, как часть реального мира. Позиция расположения виртуальных объектов фиксируется согласно элементам окружения из реальности. К примеру, размещение виртуального животного на настоящем столе в комнате, при этом виртуальное создание из дополненной реальности продолжит оставаться на своём месте, даже когда пользователь начнёт обходить стол, как если бы там находилось реальное животное.

Такие устройства дополненной реальности как Microsoft’s HoloLens, Magic Leap и Meta 2 занимаются развитием этого направления дополненной реальности, чтобы виртуальные вещи выгладили частью реального мира.

Шлемы смешанной реальности также могут воссоздавать упрощенный вариант дополненной реальности - на подобии создания текстовых уведомлений и другой подобной информации, воспроизводимой на устройствах для обычной дополненной реальности. Другими словами - смешанная реальность это направление по созданию бесшовной и максимально естественной интеграции дополненной реальности в пользовательское восприятие реального мира.